Приборы учета воды позволяют ощутимо экономить на коммунальных платежах, но со временем они изнашиваются и требуют технического обслуживания. Эти устройства нужно периодически проверять, иначе они будут показывать недостоверные цифры. В результате пострадает собственник квартиры или поставщик ресурсов. Как часто делают поверку счетчиков, куда обращаться и как проходит эта процедура?
Что такое и зачем нужно?
У каждого водяного счетчика есть сроки эксплуатации и плановой проверки. Элементы устройства постепенно приходят в негодность, и его показаниям больше нельзя доверять. Чтобы узнать, насколько точно он показывает расход воды, проводят поверку, то есть сравнение его значений с эталонным прибором. Если данные совпадают, счетчик можно использовать дальше, если нет – он меняется на новый.
Требование об обязательной поверке индивидуальных приборов учета установлено на уровне законодательства. Необходимость соответствия данных о потреблении водных ресурсов прописана в документах: Жилищном Кодексе РФ, законе № 102-ФЗ от 26. 06. 2008 г. «Об обеспечении единства измерений» и Постановлении Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года.
Если вовремя не сделать проверку точности приборов, оплата за коммунальные услуги будет браться не по их показаниям, а по принятым в регионе нормативам. Этот вариант обычно невыгоден жильцам – платить приходится больше.
Как правило, ответственность за своевременный контроль водяных счетчиков лежит на собственниках помещения. Они же оплачивают работы по поверке водомеров. В некоторых регионах в качестве эксперимента обязанность по обслуживанию приборов учета переложили на управляющие компании, и обсуждается возможность внедрения такой практики по всей стране.
Периодичность поверки
Собственники дома или квартиры сами выбирают, какой водоизмерительный прибор поставить в своей квартире. Срок поверки зависит от модели и характеристик устройства, региона (на своем уровне они могут устанавливать другие периоды). Как правило, межповерочный интервал следующий:
- иностранные счетчики – раз в 10-15 лет;
- отечественные водомеры горячей воды – раз в 4 года, холодной – раз в 6 лет.
В базе данных организации, предоставляющей коммунальные услуги, хранится информация о том, когда закончится срок эксплуатации каждого счетчика. Пока он актуален, на основе подаваемых сведений начисляется плата за использование водных ресурсов.
Дата последней поверки указана в паспорте устройства, собственникам следует ориентироваться на нее. При покупке счетчика важно уточнить время ближайшего метрологического испытания: если прибор долго хранился на складе, оно может подойти уже скоро. Также с 2020 года эти данные обязательно фиксируются в единой федеральной базе. Свидетельства о поверке приборов учета воды, электричества, газа и тепла теперь стали электронными.
Некоторые управляющие компании указывают дату следующих испытаний прямо в квитанциях, чтобы жильцы ее не пропустили. Они могут напоминать о необходимости поверки, рассылая СМС, или звонить. Но в первую очередь ответственность лежит все-таки на собственниках.
Когда проходит установленное время поверки, оплата за воду считается по нормативам (хотя ее расход и не меняется). Если продолжить подавать показания неповеренного счетчика, этот факт вскоре выяснится, и тогда сумму пересчитают (максимум за последние три года). В интересах владельца жилья не пропускать сроки проверки, иначе может набежать внушительная сумма.
Штрафы за данное нарушение не предусмотрены, но прибор считается вышедшим из строя. Поэтому его показания не принимаются во внимание при расчете коммунальных платежей.
В 2020 году власти сделали послабление в связи с пандемией коронавируса. Счетчики считались действующими, даже если они не прошли должную проверку правильности показаний. Устанавливать новые приборы учета было не обязательно, но с 1 января 2021 года действуют старые правила их замены.
Как делается?
Специалисты говорят, что только половина исследованных счетчиков могут использоваться дальше. Некоторые организации, занимающиеся поверкой, не берут плату, если заключение отрицательное. В таком случае вам установят новый водомер: заплатить нужно будет только за само устройство и работы по монтажу.
Как происходит поверка счетчиков? Она бывает двух видов: со снятием прибора учета или прямо на месте.
Обычно специалист приезжает на испытания со специальным оборудованием. Как проходит процедура без снятия прибора учета? К крану присоединяется гибкий шланг, фиксирующий объем воды, который через него проходит. Затем полученные данные сверяются с показаниями водосчетчика. Если выявленная погрешность небольшая, прибор допускается к дальнейшей эксплуатации. Этот вариант самый удобный и обойдется дешевле, при этом поверка занимает не больше часа.
Лабораторное испытание прибора занимает больше времени:
- Его нужно снять самостоятельно или пригласить для этого сантехника. На время поверки труба перекрывается, устанавливается временный гибкий шланг, а плата за воду начисляется по нормативу.
- Затем счетчик следует доставить в метрологическую фирму. Обычно поверка занимает несколько дней. Мастер проверит целостность прибора и соединений, проходимость фильтра (и при необходимости почистит его). После этого оценивается правильность показаний расхода воды.
- По результатам вам сообщат, можно ли дальше использовать этот водомер или лучше поставить новый.
- Поверенный прибор нужно установить на место (опять же за свой счет).
- Для опломбировки вызывается специалист ресурсоснабжающей организации.
- Затем нужно сообщить новые данные в управляющую компанию. Дело в том, что электронная база данных пока не работает как надо, и лучше продублировать информацию самому.
Испытание прибора учета в лаборатории занимает много времени и обойдется в несколько раз дороже. К тому же, если трубы старые, манипуляции с водосчетчиками могут привести к повреждению соединительных узлов. Тогда придется потратиться еще и на сантехнические работы.
Иногда для владельца выгоднее не проводить поверку счетчика, а сразу заменить его на новый. В небольших населенных пунктах, где нет конкуренции между метрологическими компаниями, обычно выбирают второй вариант. В крупном городе можно заказать поверку за умеренную плату, и тогда собственники оставляют старые водосчетчики.
Перед тем, как принять решение, проведите простую проверку прибора:
- Уточните, не истек ли срок эксплуатации водосчетчика.
- Осмотрите его: не запотевает ли стекло, нет ли повреждений корпуса.
- Проверьте, стоят ли пломбы.
- Включите воду и посмотрите, крутится ли колесико.
Если есть явные нарушения в работе водосчетчика, можно, не раздумывая, заменить его на новый – в любом случае устройство забракуют при проверке. После смены прибора вызывают представителя ресурсоснабжающей компании, чтобы тот поставил пломбы.
Учитывая, что в квартире установлены как минимум два счетчика (на горячую и холодную воду), их испытание или замена могут влететь в копеечку. Но у вас есть право не делать поверку водомера. В таком случае плата будет взиматься по принятым нормативам.
Как заказать?
Сначала нужно определиться с компанией, которая будет проводить испытания. Для этого недостаточно узнать стоимость услуг – важно, чтобы у фирмы была аккредитация на проверку работоспособности водосчетчиков (список можно найти на сайте Росаккредитации). В противном случае вы просто выбросите деньги на ветер, ведь выданное заключение не будет иметь юридической силы – его попросту у вас не примут.
Право на поверку счетчиков есть у государственных и частных организаций. Как правило, списки аккредитованных лабораторий можно взять в управляющей или ресурсоснабжающей компании, и даже сделать заявку непосредственно через них. Услугу вызова мастера также предоставляют некоторые МФЦ: доступна ли она в вашем городе, уточните заранее по телефону.
Как происходит поверка счетчика:
- Нужно сделать заявку на проведение процедуры (обычно достаточно позвонить в компанию). Сразу уточните, в какой срок к вам приедет мастер – иногда время ожидания может составлять до месяца.
- Необходимо написать заявление по предложенной форме (как правило, выдается уже готовый бланк – в него останется только внести свои данные). В документе указываются: фамилия, имя, отчество заказчика; контакты; название, модель и номер счетчика. К заявлению прикладывается копия паспорта прибора учета воды.
- Заключается договор с метрологической компанией (в двух экземплярах) и производится оплата.
- Специалист выезжает на дом и решает, можно ли сделать поверку без демонтажа. Если это возможно, он проведет испытания и сделает соответствующую отметку в паспорте прибора. Когда нужно более внимательное исследование, счетчик снимается и отвозится в лабораторию компании.
- После установки поверенного прибора мастер проведет его опломбировку.
- По результатам составляется акт, затем данные о проведении поверки дублируются в электронной базе. По закону срок занесения информации в нее – 2 месяца.
- Чтобы избежать начисления платы по нормативу, собственникам лучше перестраховаться. Получив на руки бумажный экземпляр результатов проверки, следует самостоятельно предоставить этот документ в управляющую компанию.
На руках у вас останется договор с компанией, чек об оплате услуг, акт выполненных работ, паспорт прибора с отметкой о пройденном испытании, сертификат соответствия. Обращаться за поверкой прибора учета нужно заранее, пока не истек срок действия предыдущей.
Стоимость процедуры зависит от нескольких факторов:
- модели прибора;
- его состояния;
- ценовой политики проверяющей фирмы;
- региона и населенного пункта.
В среднем цена проверки без снятия водосчетчика – около 500 рублей. Если нужно лабораторное испытание, стоимость составит от 1500 до 2000 рублей. Минимальная и максимальная цены не установлены на законодательном уровне, и у компаний есть возможность конкурировать между собой.
Приборы учета могут сломаться, поэтому не всегда нужно ждать очередного срока поверки. Быстрее всего выходят из строя счетчики горячей воды. Жесткая и содержащая примеси вода также сокращает их срок службы. Если вы заметили, что показания стали больше или меньше обычного при том же расходе, нужно обратиться в метрологическую организацию. Затем, при необходимости, заменить устройство.