Временная регистрация нужна в том случае, если прошло 89 дней с момента, как вы начали жить в регионе, в котором постоянная регистрация у вас не оформлена. Оформление временной регистрации может потребоваться во множестве случаев: как для устройства на работу, так и для того, чтобы получать необходимые социальные выплаты. Юридически такого термина, как «прописка», не существует, однако в речи это слово используется очень часто, поэтому в данной статье мы будем использовать его наряду с понятием регистрации. Как сделать временную регистрацию, для чего она нужна, какие могут быть штрафы за отсутствие — ответы на все эти вопросы собрали в этой статье.
Для чего нужна временная регистрация
Оформление регистрации по месту жительства актуально с 90-го дня проживания. В противном случае вам могут быть назначены штрафы. Особенность ответственности заключается в том, что оштрафованы при этом будете не только вы, но также и тот человек, что предоставил вам помещение для проживания. Регламентируется ответственность Кодексом административных правонарушений.
Каковы размеры штрафов:
- Для того, кто живет без прописки: от 2 до 3 тысяч рублей;
- Для того, кто предоставил жилье: от 2 до 5 тысяч рублей;
- Если помещение предоставлено организацией: от 250 до 750 тысяч рублей.
Единственное исключение из этого правила — вы проживаете без регистрации по определенному адресу, но при этом имеете постоянную регистрацию в том же городе или на территории того же субъекта. Если вы проживаете в жилом помещении, которое принадлежит вашему родственнику, штраф также вас не коснется.
Временная регистрация необходима для того, чтобы устроиться на работу, получать пособие или пенсию, оформить постановку ребенка на учет в детский сад или школу. В большинстве случаев получить работу без хотя бы временной регистрации невозможно.
Иногда в жизни возникают ситуации, когда отсутствует как постоянная, так и временная регистрация. По правилам регистрации необходимо обязательно встать на регистрационный учет по истечении 90 дней проживания во временном жилье, однако все равно бывают ситуации, когда не совсем ясно, что делать. Что это за ситуации:
- Вы продали квартиру для того, чтобы купить новую или построить дом. Нередко случается так, что остановиться не у кого, и приходится буквально ночевать в машине или же недостроенном доме, который как объект недвижимости, где можно было бы оформить регистрацию, пока не существует;
- Вы путешествуете по стране, не останавливаясь нигде на длительный срок;
- Вы часто перемещаетесь между городами раз в два месяца, не принимая решения о постоянном проживании.
Во всех этих случаях вы можете оказаться человеком без регистрации, и возникает вопрос, какая ответственность может последовать. Административный штраф назначается в двух основных случаях:
- Если вы осуществили переезд и за неделю не зарегистрировались на новом месте, причем 7 дней высчитываются с момента заселения, а не снятия с регистрационного учета. Если вы укладываетесь в срок, ответственности не последует;
- Отсутствие временной регистрации по месту пребывания: ответственность наступает с 90-го дня, иными словами — 89 дней вы можете проживать без регистрации, не опасаясь штрафов.
Обращаем ваше внимание, что оформление фиктивной регистрации или «покупка» регистрации — уголовное преступление, и ответственность в этом случае включает до 3 лет лишения свободы.
Разница между временной и постоянной регистрацией
На данный момент существует всего два вида регистрации: временная и постоянная. Чем отличается временная прописка от постоянной:
- Постоянная регистрация подразумевает соответствующий штамп в паспорте с указанием адреса. Срока действия у нее нет. Прекращение возможно только по решению суда или в том случае, если вы лично принимаете решение сняться с учета по тем или иным причинам. Штамп всегда содержит информацию об адресе регистрации. Также именно на нем указывается дата постановки на учет и дата снятия с учета при наличии.
- Временная регистрация оформляется на определенный срок: от 90 дней до 5 лет. Сниматься с постоянного учета для ее оформления не нужно. Вместо штампа в паспорте вы получите регистрационное свидетельство. В качестве подтверждающего документа может использоваться выписка из Государственного реестра.
Существует несколько вариантов, где вы можете зарегистрироваться. Это не обязательно должна быть квартира или дом. Получить регистрацию по месту пребывания можно также в следующих местах:
- В студенческом общежитии;
- В гостинице, хостеле или пансионате;
- В учреждении уголовно-исполнительной системы;
- В медучреждении;
- На даче, если ваш дом соответствует требованиям о постоянном проживании.
Помимо разрешенных для регистрации объектов, есть и места, где зарегистрироваться не получится: так, невозможно оформить временную регистрацию в доме, определенном под снос. Кроме того, на сегодняшний день невозможно оформить постоянную регистрацию в апартаментах, так как юридически они относятся к нежилому фонду. При этом оформить в апартаментах временную регистрацию можно.
Для иностранных граждан существуют дополнительные правила оформления временной регистрации. Так, они обязаны оформить регистрацию по места пребывания сразу же, как оказались на территории РФ. Исключение из правила — высококвалифицированные специалисты и члены их семей, но с оговорками:
- Такие лица прибыли на территорию РФ не более, чем на 90 дней;
- Имеют постоянную регистрацию на территории РФ и выезжали в другой регион не более, чем на 30 дней.
Для иностранных граждан, прибывших на территорию Российской Федерации, есть несколько вариантов постановки на регистрационный учет.
- Так, можно зарегистрироваться в нежилом помещении работодателя, если это фактическое место проживания;
- Также можно зарегистрироваться в помещении, предоставленном другим иностранным лицом, выступающим в качестве принимающей стороны;
- В случае, иностранное лицо планирует проживать в помещении, которое принадлежит гражданину РФ, постоянно проживающему за границей, иностранное лицо обязано лично уведомить о своем прибытии органы миграционного учета, а также предоставить нотариально заверенное согласие принимающей стороны.

Необходимые документы
Существует несколько основных способов оформления временной регистрации. Так, вы можете оформить регистрацию через «Госуслуги» онлайн, через «МФЦ» при личном визите, а также через подразделение МВД.
Какие документы для временной прописки потребуется предоставить:
- Паспорт гражданина РФ или другой документ, удостоверяющий личность;
- Договор аренды или найма;
- Заявление о регистрации: обратите внимание, потребуется подпись собственника;
- Паспорта и согласие всех, кто зарегистрирован в помещении. Согласие может быть заверено нотариально и предоставлено в письменном виде.
Если временная регистрация требуется для несовершеннолетнего ребенка, потребуется предоставить такие документы:
- Заявление, заполненное законным представителем: как правило, это один из родителей;
- Копия свидетельства о рождении с меткой о гражданстве;
- Если ребенок постоянно зарегистрирован за границей, необходимо предоставить иностранный паспорт;
- Обратите внимание: согласие должны предоставить оба родителя. В противном случае вопрос решается через суд.
Процедура оформления
Есть несколько основных способов оформления временной регистрации. Наиболее распространенные варианты — оформление онлайн через «Госуслуги» или при личном посещении «МФЦ».
Как оформить временную регистрацию через «Госуслуги»:
- Создать учетную запись и подтвердить ее;
- Заполнить заявление в электронном виде, внеся в него сведения из паспорта гражданина РФ, а также документа, на основании которого будет проведена регистрация;
- Отправить заявление;
- Дождаться результатов проверки, которые должны будут отобразиться в вашем личном кабинете;
- При положительном решении в личном кабинете появится приглашение посетить ГУВМ МВД;
- В течение трех дней после получения приглашения необходимо будет предоставить оригиналы документов.
Посещать подразделение необходимо в сопровождении собственника помещения, для которого оформляется временная регистрация. Если вы не можете пригласить всех собственников помещения, можно предоставить из нотариально заверенные согласия. Как только свидетельство будет готово, вас вызовут в подразделение для его получения.
Как оформить временную регистрацию через «МФЦ»:
- Обратиться в отделение, которое относится к району, в котором вы планируете зарегистрироваться;
- Запись на прием осуществляется при помощи терминала электронной очереди в отделении или онлайн на сайте;
- Посетить отделение МФЦ совместно с собственником, который должен иметь при себе паспорт гражданина РФ и документы, подтверждающие его право распоряжаться недвижимостью;
- Предоставить полный пакет документов, заполнить заявление;
- Дождаться результатов, которые будут отправлены выбранным вами способом: на указанный номер мобильного телефона или по электронной почте;
- Положительное решение также потребует личного посещения ГУВМ МВД для получения свидетельства о регистрации.
Напоминаем, что покупка или оформление фиктивной регистрации являются уголовным преступлением, которое подразумевает соответствующую ответственность.